Новости Объявления Блоги Веб-камеры
menu-left menu-right

Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт
Больше размером
В 8 км от Опука 28-04
В 8 км от Опука



Наш второй этап экологической экспедиции «Море справа» - 80км от Опука до Керчи. Но он уже начался с деревни Марьевка, что в восьми километрах от Опука. И всегда путаешь: толи Марьевка, толи Марфовка. Таких деревень по стране много. Как и Первомаек и Октябрьских – на них вся страна держалась.


Этап №2, участники: Виктор Розовенко, Людмила Розовенко, Сергей Поскачей, Елена Глинская  

Вот краткая историческая справка про Марьевку. Было: населения 700человек, школа, в которой обучалось 170 учащихся, клуб на 320 мест, стационарная киноустановка, библиотека, с фондом на 8000книг,  медпункт,  детсад, столовая, три магазина, 40 коммунистов и 49 членов ВЛКСМ, ремонтные мастерские.

   Гремела когда-то Марьевка. Грянула перестройка. Всё исчезло. Осталось только полдеревни с потрескавшимися домами и натуральное хозяйство. Вся надежда на коровку. Рано утром с сумками на автобус и в Керчь – продавать молоко. Огородничества нет. Солёная вода подошла под дома: ничего не растёт, дома трескаются. Продать и уехать? Но кто купит! Надо выживать.

    Мужики стали добывать бензин с нефти, которая лужами выступает возле деревни и гонять на мотоциклах.

   Есть в деревне четыре рабочих места. Это егеря Опукского заповедника. Если кто знает уклад сельской жизни, где каждый кум, сват и брат, то понимает, каково им было работать!

   Исчезли с полей стада крупного рогатого скота, овец и ракетная часть с Опука. Бегали когда-то солдатики по субботам в Марьевку в клуб на танцы, а после дембеля так и оставались в деревне, женились. Вливалась свежая кровь.

   Завозят теперь раз в месяц деньги в деревню – пенсия, а что на них возьмёшь? Тонна угля -100гр, куб воды – 20гр (для скотины минимум 10-15кубов надо), да плюс баллон газа. Вот так и живут два полюса Керчь и Марьевка.  Здесь - белое Порше и БМВ-Х5, как у арабских шейхов. А там - мотоциклы с деревянными колясками, зато на собственном бензине с неизвестным октановым числом.

   В деревне как-то неуместно говорить об экологии, там это не более чем слово. Люди живут другой жизнью. Простой, приземленной.

- Вот если бы в «заповеднике» не было военных учений! А то так стреляют, что с окон стёкла вылетают.

-А то, что на берегу моря штормом прибивает деревья, так это хорошо – мы ими отапливаемся.

- И что ракушки вёдрами собираем на поделки, так их не убудет.

   Да и сам «заповедник» для них размытое понятие. Ещё недавно они там ловили рыбу, косили траву, брали родниковую воду, а сейчас – запрет.

   Руководство «заповедника» в Феодосии в офисах с высокими креслами, секретаршами, компьютерами, замами, техникой. Финансируются с Киева. Таких организаций и у нас в Керчи много. Только экологических государственных организаций пять или шесть. Одни отвечают за цветочки, другие за экологию за сто метров от берега моря, другие – до ста метров до берега, другие – дальше. И все они питаются с одного общака – государственного. И неплохо живут.

   Вот деревня остаётся позади. Впереди Опук, напоминающий лежачего крокодила. Откуда взялось это название? Вот одна из версий.

   Когда-то очень давно возле этого места потерпел крушение корабль. И спаслось только две женщины. Одну звали О, а вторую Пука. А так как женщины всё время были вместе, то их прозвали Опук. И женщины эти были не простые, а тщеславные и злобные. Постепенно, они путём хитрости покорили себе приютившее их племя, и начались раздоры и зависть. Многие жители покинули племя. Но как-то в деревню зашёл мудрец, и жители пожаловались на О и Пука, и превратил он их в двух птиц – удодов. С тех пор две птицы летают по заповеднику, и не могу найти себе пару, и кричат: «О – пук». Так кричат удоды.

   Можно ли назвать Опукский заповедник заповедником? Конечно, нет. Даже с большой натяжкой. Хотя бы потому, что это не оформлено юридически. Де-факто – да, де-юре – нет. И те, кто это знает, посылают егерей подальше. Я лично несколько лет назад видел и слышал разговор симферопольского депутата с егерем. Егерь ему был не указ. Он подъехал к воде на своей машине и отдыхал как на пляже. А по его колее проехали ещё машины, а весной с этой колеи получился ручей, а с ручья – овраг.

   Но это мелочь по сравнению с военным полигоном. Начинаются стрельбы. Птицы не могут вить гнёзда. Реактивные самолёты на недозволенной высоте делают развороты, и стоит такой рёв, что как говорится «мама не горюй». Ракетчики ушли, но капониры остались. На площадках ещё радиационный фон. Трава там не растёт. Осталась ещё на Опуке Российская радиолокационная станция. Когда она работает, то птицы в радиусе пятьсот метров падают замертво. Договор на РЛС заключён на 25 лет.

   Это с этого полигона наши ракетчики пульнули по Израильскому пассажирскому самолёту. Торопились. Водка грелась на солнце.

   Ну и постоянные конфликты руководства заповедника с местным населением. Раньше был доступ к родниковой воде, морю, траве, грибам. Это был источник жизни. Эскимосам на севере советская власть и то разрешала охотиться на тюленей, хотя для всех был запрет. А здесь постоянная тяжба местного Совета с заповедником за землю.

   На Опуке 19 колодцев, но действующих источников – один. Строили их и находили воду татары, на это они большие мастера. Сейчас многие засыпаны и вода в них стала горькая.

   Потихоньку умирает Марьевка, как умерла Борисовка – соседка Марьевки. Да и сам заповедник хотят опустить рангом ниже: сделать его Национальным парком.

   Что это значит?

Можно качать деньги!

Экскурсии, платные стоянки, кемпинги, торговля сувенирами – всё пойдёт в ход.

Видимо назначили директора - предпринимателя. И поедет туда отдыхать Киевское начальство. Какая там научная работа?...

   По Европейским стандартам Украина должна иметь 10 процентов территории под заповедники, а у нас только пять. В Европейскую Красную книгу внесено с опукского заповедника 10 видов флоры и 9 видов фауны.

   Опукский заповедник славится минеральными солями и лечебными грязями Кояшского солёного озера. В прошлом из него добывались поваренная (лучшая в Крыму),  глауберова и калийная соли, бром, лечебные илы. На территории разрабатывались залежи серы и гипса.

   На песчаном пляже только с морских выбросов мы увидели полиэтиленовую и стеклянную тару, металл, полиэтилен, пенопласт, пластмасса, дерево. Что касается пластика, то он вечен. Только в 2011г. Пластика было произведено в мире 250млн. тонн, и потребность в нём продолжает расти. На переработку поступает лишь небольшая часть. Всё остаётся на свалках и водоёмах. Самая большая проблема нашего моря – пластик и полиэтилен.


Показать на карте










comments powered by Disqus

Фотографии посетителей

К сожалению еще никто не загружал свои фотографии. Если вы были тут — поделитесь фотографиями.

29-04 Охрана Опука
У Опука на шлагбауме нас уже встречали егеря. Видимо они знали, что мы идем по маршруту с экологической экспедицией. Ежедневно они несут исправно службу.
29-04 А на пляже много мусора
Переночевав у Кыз - Аульского маяка на пляже среди полиэтиленового мусора и отправив сообщение в «Кафу», что мы ещё не совсем сварились на солнце, стали собираться.
30-04 И снова слева степь, и море с солнцем справа.
Стоянка была на побережье у мыса «Кыз-Аул», вблизи маяка с одноименным названием. Ночь была звездная и мы открыли «окно во вселенную» через форточку палатки, созерцая далекие группы звезд, никого не оставляющих равнодушными.
30-04 Крепость Керчь
Вот мы и в Керченской крепости. Отсюда Керчь как на ладони.
Последние комментарии